Успение

С прибытием схимонахини Антонии в Малоярославец* в августе 1996 года открывается новый, последний — двухлетний — этап ее плодотворной жизни.

После ее поселения в Малоярославском Никольском Черноостровском монастыре начинается бурный экономический расцвет и самой обители, до того находившейся в крайне тяжелом положении; — точно так же, как и пребывание матушки в Толгском монастыре было ознаменовано экономическим подъемом и этой обители. Случайное ли это совпадение, или плод матушкиных молитв?

На этот последний период жизни матушки приходится наибольшее число зафиксированных ее чудотворений. Видимо, этот факт нужно объяснять не резким умножением ее благодатных дарований, а большим числом сохранившихся свидетельств силы ее молитвы. Но, во всяком случае, эта ее духовная мощь при крайней физической слабости (матушка сидела, почти свернувшись клубочком, в своей инвалидной колясочке) ободряет людей, со страхом ожидающих своей физической старости. Последние годы жизни 91-93-летней старицы подтверждает закон и победную норму правильной жизни, которую мы находим у апостола Павла: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4, 16).

Речь матушки, некогда выдающейся проповедницы, в этот период очень кратка. Но зато каждое ее слово озаряет душу как откровение, распутывает любые жизненные коллизии вмешательством силы Божией. На кончике каждого ее слова — мгновенный отклик меняющейся реальности. Пожаловался священник А.Н. на ужасное пение в храме. «Будет хорошее пение», — сказала матушка. И так стало. Да не просто красивое, но удивительно духовное, неотмирно-спокойное и одновременно духовно ревностное, помогающее молитве. Чаще всего матушка говорила всем одну и ту же фразу еле слышным голосом, но так, что невозможно было сомневаться в истинности ее слов: «Все будет хорошо». Это обетование сопровождалось таким же старчески немощным, но внутренне собранным, наполненным духовной силой крестным знамением.

Последние сорок дней земной своей жизни матушка практически ничего не вкушала, но причащалась каждый день.

Вечером 11 октября 1998 года старица схимонахиня Антония угасла тихо, как свеча у иконы.

В ночь с 11 на 12 октября одной из монахинь Никольского монастыря был голос во сне: «Твоя подруга умерла». И увидела эта монахиня матушку Антонию в красивом доме и услышала голос: «Иди, посмотри, что она в этой жизни для себя приготовила». Большой этот дом находился в саду удивительной красоты. Возле дома стояли в ряд двенадцать деревьев, да таких, что не обхватишь руками. У дома находилась беседка. Монахиня вошла в беседку и из неё увидела матушку Антонию, стоящую среди моря цветов на поляне.

День смерти каждого человека не случаен и особенно – день кончины подвижника, послужившего Богу всей жизнью своей. Кончина матушки Антонии не просто в день Ангела своего, но в тот день, когда празднуется Собор отцов Киево-Печерской Лавры – знак особой милости и благословения тех, кого так любила и почитала старица.

* Малоярославец – один из древнейших городов нашей Отчизны. Расположен в северо-восточной части Калужской губернии в 60 километрах от Калуги и в 120 километрах от Москвы. Основателем города был князь Владимир Андреевич, прозванный Храбрым за бесствашие и воинскую доблесть. Во время Куликовской битвы он командовал Запасным полком, который решил исход битвы в пользу русского воинства. По духовной грамоте 1402 г. князь Владимир Андреевич завещал город своему сыну и в честь него назвал город Ярославом. Позднее, перейдя под власть Московских князей, город получил имя Малый Ярославец, в отличие от большого Ярославля на Волге. Здесь решилась судьба Отечественной войны 1812 г. Малоярославец стал «пределом нападения, началом бегства и гибели врага».